Эссе по обществознанию

Эссе – от французского опыт, проба, набросок, очерк.

Эссе – творческое мини –сочинение по конкретной проблеме, имеющее отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Ученик должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, используя обществоведческие термины и понятия, теоретические положения и выводы. Допускается использование фактов из личного опыта.

Выбор темы эссе – ответственный этап, в ходе которого:

  1. Знакомятся с предложенными темами

  2. Определяют, к какой базовой науке относится каждая тема (философия, экономика, правоведение, социальная психология, социология, политология)

  3. Определяют смысл предложенных высказываний (отвечают на вопрос: «Что, по моему мнению, хотел сказать автор?»)

  4. Осмысливают проблему в контексте базовых наук (отвечают на вопрос «С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема? Что я должен сказать, раскрывая ее?»)

  5. Формулируют свое отношение к высказыванию (отвечают на вопросы: «Согласен ли я с ним? Или не согласен? Или согласен, но не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»)

  6. Определяют обществоведческие термины, понятия и обобщения, которые потребуются для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне (отвечают на вопросы: «Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?»)

  7. Отбирают факты, примеры из обществоведческой жизни и личного социального опыта, которые убедительно обосновывают его позицию (отвечают на вопросы «Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?»)

 

Методические рекомендации по составлению сложного плана (С8)

  • представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающего предложенную тему
  • разделите содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль
  • озаглавьте каждую часть
  • в каждой части выделите несколько главных положений, развивающих главную мысль
  • проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы
  • в случае необходимости внесите корректировки
  • помните, что план должен охватывать основное содержание темы
  • в заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки

 

АЛГОРИТМ

I. Понятие, сущность…

II. Характерные черты, основные принципы…

III. Специфические признаки…

IV. Важнейшие задачи, основные функции

V. Формы, типы, виды, классификации…

VI. Структура…

VII. Основные этапы, стадии развития…

VIII. Особенности развития

IX. Тенденции развития в современном мире, в РФ

X. Значение… в развитии общества, личности

 

Пример:

C8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по проблеме «Биологическое и социальное в человеке». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

  1. Наиболее распространенные теории происхождения человека

А) религиозная

Б) эволюционная теория Ч.Дарвина

В) трудовая теория Ф.Энгельса

2. Основные подходы ученых к понятию «человек»

3. Биосоциальная природа человека:

А) человек – часть природы

Б) человек – существо общественное

4. Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.

 

Предпринимательство

http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bchelovek-i-ekonomikab/predprinimatelstvo

Пример заданий для подготовки к олимпаде по философии

Темы эссе:

1. "Человек есть мера всех вещей" (Протагор,ок. 480-410 гг. до н.э.)

2. "Существовать - значит быть воспринимаемым" (Дж. Беркли, 1685 - 1753)

3. "Философией называется не сама мудрость, а любовь к мудрости" (Аврелий Августин)

4. "Человек - политическое животное" (Аристотель)

5. "Одержимый желаниями и стремлениями, человек обречен на страдания" (Артур Шопенгауэр)

6. "Люди не рождаются глупыми, глупыми их делает образование" (Бертаран Рассел)

Задачи по философии:

1. Синбад-Мореход попал на остров, где живут только правдолюбы (они всегда говорят правду) и лгуны (они всегда говорят неправду). Синбада сопровождал проводник - житель этого осторва. Вскоре они увидели еще одного жителя этого острова, Синбад послал проводника узнать, кто этот житель острова - првдолюб или лгун. Проводник вернулся и сказал, что тот говорит, что лгун. Кто был проводник - правдолюб или лгун?

2. Инспектор Борисов точно знал, что пресупник находится в одном из трех мест: на даче в Переделкино, у своего знакомого в Марьиной Роще или же на квартире перекупщика краденого на Таганке. В одном из этих мест могла быть и жена преступника, которая была нужна инспектору для уточнения некоторых деталей следствия. Близкие пресупника на вопрос о месте его пребывания дали различные ответы. Его мать сказала, что наверняка в Переделкино, откуда он уже неделю не выезжает. Сестра преступника указала на Марьину Рощу. Брат же утверждал, что на Таганке находится жена преступника, оторая может быть, знает, где его искать.

     Зная, что все родственники при ответе на вопрос солгали, инспектор без труда выяснил, где находится преступник. Каим образом инспетор определи местонахождения преступника?

3. Волк и Лиса соревновались в беге. Кто какое место занял если известно, что Волк был один из первых, а Лиса предпоследней?

4. Во дворе стоят четыре березы. На каждой из них по три ветки, на каждой ветке по две ветки, на каждой из этх веток по одной ветке, а на них по яблоку. Сколько всего растет яблок?

Листовка по фотолетописи "Наш ХХ век"

Ребята! В начале 2014 года в МОУ СОШ №93 будет проходить неделя истории.

Среди многих интересных мероприятий запланирована ацкия "Фотолетопись ХХ века".

Для участия в акции необходимо в декабре 2013 - январе 2014 гг. составить презентации на основе фотографий совей семьи и родственных семей по темам:

  • "Биография в фотографиях" (необходимо представить судьбу отдельного родственника в 5-15 фотографиях);
  • "Первое (второе, третье и т.д.) десятилетие ХХ века" (необходимо показать особенности исторической эпохи, каких-то важных примет времени на основе 5-15 фотографий);
  • "Памятные (исторические) места в нашем семейном архиве" (необходимо показать на основе 5-15 фотографий, как в семейных фотографиях отражаются памятные (исторические) места, как меняется их облик во времени);
  • "От десятилетия к десятилетию" (необходимо показать самые характерные для десятилетий фотографии (по 1 - 3 фотографии на десятилетие)

      Требования к оформлению презентации:

Титульный лист должен содержать название презентации (тема), фамилию, имя, № школы и класс автора работы;

На одном слайде - не более одной фотографии, две можно поместить только в том случае, если требуется сопоставление снимков;

Каждая фотография должна быть аннотирована, т.е. содержать информацию о том, кто (что), где, когда изображен;

На каждом слайде, кроме аннотации, должен быть сопроводительный комментарий (3-5 предложений), отражающих отношение автора презентации к представляемой фотографии, помогающий понять ценность фотографии;

Дизайн (цветовая гамма, шрифт, размер кегля) не должнен мешать восприятию фотографий и сопроводительных текстов;

Последний слайд - итоговый, должен содержать обобщающие высказывния.